Господдержка экспорта. Возвращаем затраты на транспорт.

Господдержка экспорта. Возвращаем затраты на транспорт.

О чём речь? Специальная правительственная программа направлена на поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции, а именно на компенсацию до 80% фактически понесенных затрат производителей при транспортировке своей продукции на внешние рынки.

Возмещение затрат на транспорт — эффективная мера господдержки экспорта, в 2017–2018 годах ее получили 230 компаний с общим объемом поставок 408 млрд руб. и средней результативностью предоставления субсидии 20 руб. экспорта на 1 руб. поддержки.

Зачем? Субсидировать экспорт необходимо, чтобы Россия не уступала позиции на внешних рынках странам с масштабными программами поддержки экспорта, таким как Германия или Китай.

Данная программа регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 496 в редакции постановления Правительства Российской Федерации №1214 от 18 сентября 2019 года. Претендовать на данную поддержку могут производители поставляемой продукции, либо аффилированные лица производителей, либо уполномоченные лица производителей или аффилированных лиц, коды ТН ВЭД ЕАЭС продукции которых включены в перечень продукции, утвержденный Приказом Минпромторга России от 29 марта 2019 г. № 1021.

Объем компенсации затрат на транспортировку зависит от установленных Постановлением лимитов, коэффициентов и перечня компенсируемых затрат.

На размер субсидии влияют два коэффициента:

  1. Коэффициент субсидирования, равный 0,8;
  2. Коэффициент эффективности использования российского перевозчика, использующего автомобильный, и (или) водный, и (или) воздушный транспорт при транспортировке продукции, равный:
  • 1,05 - в случае использования организацией услуг российского перевозчика;
  • 1 - в случае неиспользования организацией услуг российского перевозчика;

Предельные значения затрат на транспортировку продукции:

Вид транспортировки Лимит затрат 
Единицы продукции железнодорожным транспортом, руб. за один вагоно-километр 800
Одного 40-футового контейнера водным транспортом, руб. 300 000
Одного 20-футового контейнера водным транспортом, руб. 160 000
Единицы продукции водным транспортом, руб.
  • для организаций автомобилестроения - не более 450 000;
  • для сельхозмашиностроения - не более 1 000 000;
  • для транспортного машиностроения - не более 1 200 000 (в отношении локомотивов допускается - не более 3 000 000);;
  • для энергетического машиностроения - не более 3 000 000;
  • для строительно-дорожного и коммунального машиностроения – не более 1 000 000;для прочих отраслей не более 100 000.
Единицы продукции водным транспортом при расчете за м3, руб. 120 000
Единицы продукции автотранспортом за 1 км пробега, руб.
  • для организаций автомобилестроения - не более 100;
  • для сельхозмашиностроения - не более 210 (не более 4-х единиц автотранспорта на единицу продукции);
  • для транспортного машиностроения - не более 1 000 (не более 7-и единиц автотранспорта на единицу продукции);
  • для энергетического машиностроения - не более 1 200 (не более 7-и единиц автотранспорта на единицу продукции);
  • для строительно-дорожного и коммунального машиностроения – не более 210 (не более 4 единиц автомобильного транспорта на единицу продукции);
  • для прочих отраслей - не более 70
Доставку единицы продукции самоходом в рублях за 1 км пробега 45
Перевозку продукции воздушным транспортом, руб. за 1 кг 730
Аренду при транспортировке термолабильной продукции активных авиационных контейнеров, руб. за 1 день 52 000
Перевозку продукции с использованием активных авиационных контейнеров, руб. за 1 кг 1 540
Обработку и хранение груза в аэропортах при перевозке груза воздушным транспортом, руб. за 1 кг 36

Перечень затрат организации, на возмещение которых предоставляется субсидия:

  • при перевозке железнодорожным транспортом  – на аренду вагонов (платформ, контейнеров), охрану вагонов (платформ, контейнеров), эксплуатацию железнодорожных путей (провозные платежи);
  • при перевозке автомобильным транспортом – на услуги по транспортировке продукции посредством автомобильного транспорта (за исключением вознаграждения экспедитору);
  • при перевозке водным транспортом – на услуги по транспортировке продукции посредством водного транспорта (фрахт);
  • при перевозке своим ходом – на топливо;
  • при перевозке воздушным транспортом продукции фармацевтической отрасли
  • при перевозке продукции специализированными перевозчиками драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них – на услуги специализированных перевозчиков и (или) экспедиторов.

Кто может воспользоваться услугой?

Экспортеры, транспортирующие свой товар на внешние рынки, если транспортировка продукции осуществлялась:

  • для предоставления субсидии в 2019 г. – с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. (для отрасли автомобилестроения - с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г.) от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения авто, ж/д транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта;
  • для предоставления субсидии в 2020 г. – с 1 сентября 2019 г. по 31 июля 2020 г. от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения авто, ж/д транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта;

Для получения средств субсидии в 2020 году по итогам реализации организацией годовой программы поставок продукции необходимо в установленном порядке подготовить комплект документов и в сроки с 1 по 30 сентября 2020 года направить их в РЭЦ на рассмотрение/ экспертизу.​​​​​

Что измененится с 2020 года?

  1. Лимит субсидируемых затрат снизился с 25–27,5% от стоимости поставляемой продукции до 11% для производителей и 13% для иных юрлиц.
  2. Теперь 48% объема субсидии получит машиностроение, а 45% — перерабатывающие отрасли. Фиксировать доли пришлось потому, что основной объем (до 70%) субсидии выбирали отрасли с низким уровнем передела (леспром, производство цемента, гипса и т. д.). Лимит годовой субсидии на одну компанию составит 1/16 от бюджета программы, но не более 700 млн руб.
  3. Теперь субсидия входит в промышленную часть нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и с 2020 года дает преференции тем, у кого есть корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК), включающие долгосрочные обязательства по росту экспортной выручки. По остаточному принципу на субсидии смогут претендовать компании с краткосрочными экспортными обязательствами.